Сопровождение сделок для Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций с резидентами «недружественных» стран
Нормативная база
В качестве дополнительных экономических мер, в целях сохранения финансовой стабильности России 1 марта 2022 года Президент РФ принял Указ №81, необходимость которого обусловлена недружественными проявлениями США и иных иностранных государств, введением ими существенных ограничений в отношении российских гражданских и юридических лиц. Президент установил, что для совершения сделок с представителями «недружественных стран», список которых утвержден 05.03.2022, применяется особый разрешительный порядок, суть которого раскрыта в двух других Указах Президента РФ:
- № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» от 05.03.2022.
- № 618 «Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лица» от 08.09.2022.
По общему правилу, для сделок с вышеперечисленными участниками нужно специальное одобрение Правительственной комиссии, осуществляющей контроль за иностранными инвестициями. Процедура получения такого разрешения обязательна не только для иностранных инвесторов, связанными с «недружественными» государствами, но и для подконтрольных этим странам лиц вне зависимости от места их регистрации и территории, на которой ведется их хозяйственная деятельность.
Виды сделок, которые подлежат согласованию на Правительственной комиссии
Виды сделок, на совершение которых требуется разрешение:
- операции по предоставлению кредитов в рублях иностранным (подконтрольным) лицам (по разъяснению Минфина РФ, исключение составляют займы, денежные средства по которым направляются на развитие российского рынка);
- в результате которых возникает право собственности на ценные бумаги и недвижимость, в том числе если стороной сделки является иностранное лицо, само по себе не связанное с «недружественными» государствами, но после начала СВО приобретшее имущество у представителей таких стран (исключение составляют сделки, стороной которых выступает Центральный банк России или государство).
С 8 сентября 2022 года ограничения наступили для сделок, влекущих изменение режима пользования долями в уставных капиталах ООО (установлено Указом № 618). Исключение составляют кредитные и некредитные финансовые организации – для них разрешения не нужно. Кроме того, на экономические отношения в сфере топливно-энергетической сфере распространяется специальный режим, установленный другими Указами Президента РФ.
Требования к документам и порядок рассмотрения
06.03.2022 и 19.09.2022 Правительством РФ были установлены правила выдачи разрешений Правительственной комиссией, при которой создана подкомиссия. В целях получения разрешения представляются:
- заявление по специальной форме (адресат – Правительственная комиссия РФ);
- обращение, содержание которого включает существенные условия потенциальной сделки, запрашиваемые сроки действия разрешения, цель его получения с указанием предмета сделки и обоснованием необходимости ее проведения (составляется в свободной форме);
- учредительные документы юридического лица: выписка ЕГРЮЛ или иные подтверждающие образование, государственную регистрацию (аналогичные требования к ИП или физлицу: подтверждающие регистрацию или удостоверяющие личность документы);
- сведения о выгодоприобретателях, контролирующих сделку лицах и т.д.
Могут понадобиться и иные документы (если они составлены на иностранном языке, понадобится нотариально заверенный перевод). К примеру, нерезидент обязан представить бухгалтерский баланс и сведения о стоимости активов, если речь идет о сделке с недвижимостью.
Подкомиссия принимает заявление, после чего направляет в Минфин для рассмотрения. По результатам заявителю сообщат о выдаче разрешения или об отказе. Срок рассмотрения не регламентирован. Исходя из практики 2022 года он составляет примерно 3 месяца.
Правительственной комиссией могут выдаваться публичные разрешения на сделки определенной категории не для конкретных заявителей, а для неопределенного круга лиц. Отслеживая принятие таких решений, можно использовать данную информацию применительно к своей деятельности в 2023 году: если условия потенциальной сделки юрлица совпадают с разрешенными, процедуры согласования не потребуется.
Риски отказа и оспаривания сделки
Одним из главных рисков отказа Правительственной комиссии от согласования сделки является некомплектный и некачественный комплект документов (сокрытие части информации).
А главным риском оспаривания сделки является ее стоимость. Несмотря на то, что отчет об оценке не является обязательным документом, и многие юристы рекомендуют придерживаться интервала цены сделки от 1 до 3 EBITDA общества, для компаний, не подлежащих обязательному аудиту показатели EBITDA не являются достоверными.
Если на балансе общества имеются объекты недвижимости – то их балансовая стоимость (отличная от кадастровой) в будущем также может стать основанием в оспаривании сделки и/или доначислении налогов, которые могут стать губительными для бизнеса, а также стать основанием для уголовного преследования.
Поэтому единственным гарантированным вариантом остается оценка стоимости бизнеса (недвижимости) для Правительственной комиссии )
Почему ИРВИКОН
синергия
Объединение оценочной и юридической практики
гарантия получения Положительного разрешения
внешторг
Знание английского языка
Знание английского языка для взаимодействия с иностранными заказчиками (подготовка отчета на английском языке, подготовка Summary)
оперативность
Оперативность
Возможность выполнять оценки в срочном порядке