Оценка компании – один из наиболее сложных и наукоемких видов консалгинговых услуг. Процесс определения стоимости бизнеса требует экономических, юридических, технических знаний, понимания специфики управления предприятием, анализ бизнес-процессов и т.д.
Существуют стандартные методы оценки активов компании, однако методология, используемая при определении стоимости конкретного бизнеса, в большинстве случаев индивидуальна.
Прежде чем перейти к методологии оценки, следует разобраться с базовыми принципами оценки, которые являются основополагающими и определяют весь процесс оценки.
Принципы оценки
Среди принципов, на которых основывается оценка предприятия, традиционно выделяются следующие группы:
Принципы, основанные на представлениях пользователя
- Полезность. Предприятие будет иметь стоимость только в том случае, если способно удовлетворить потребности потенциального собственника, т.е. полезно его собственнику.
- Замещение. Предполагается, что все участники рынка действуют добросовестно и разумно, к тому для разумного приобретатель максимальная стоимость актива не может быть больше, чем наименьшая цена среди аналогичных объектов, имеющих такую же полезность. Также всегда просчитывается и стоимость создания аналогичной компании с нуля.
- Ожидание. Цена предприятия будет иметь прямую зависимость с доходами, которые ожидает получить от приобретения потенциальный инвестор.
Принципы, связанные с особенностями объекта оценки
- Остаточная продуктивность земельного участка. Основные факторы производства нуждаются в оплате и, очевидно, что сначала оплачиваются капитал, труд и управленческие силы. Земля же оплачивается по остаточному принципу, то есть обладает остаточной продуктивностью. Наиболее существенным признаком же является местоположение, собственно, именно оно и обладает наибольшим влиянием на остаточную продуктивность.
- Вклад. Улучшение или дополнение объекта (включение дополнительного актива в систему) целесообразно, только том случае, если в результате данного фактора прирост итоговой стоимости будет более затрат на его приобретение.
- Предельная производительность (отдача). По мере добавления ресурсов рост чистой отдачи (прирост стоимости) сначала возрастает быстрее роста затрат, однако затем происходит замедление прироста стоимости (по отношению к затратам на данные ресурсы), вплоть до положения, когда прирост стоимости окажется менее затрат на добавление ресурсов.
Принципы, связанные с внешней средой
- Соответствие. Компания должна отвечать нормативам, которые приняты в стране и регионе, сложившимся ожиданиям и требованиям рынка, традициям застройки подобных объектов в регионе.
- Зависимость. Любая фирма имеет зависимость от целого комплекса внешних факторов: от качества близлежащего дорожного покрытия до национального состава региона, политической и экономической стабильности в регионе осуществления своей деятельности.
- Спрос и предложение. Цена объекта напрямую определяется уровнем спроса и предложения на объекты-аналоги.
- Изменчивость. Следует учитывать, что все экономические процессы на рынке, а также в технологическом развитии, подвижны. Соответственно, стоимость объекта оценки изменяется во времени.
Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования.
По итогам анализа характеристик предприятия, состояния внешней среды, различных экономических факторов определяется наиболее эффективное использование объекта, которое будет экономически целесообразно, осуществимо технически и не ограничено юридически.
Классические подходы к оценке
Традиционно выделяют три подхода к оценке:
- Доходный. Наиболее важный при оценке компании, что объясняется тем, что потенциальный приобретатель имущества в первую очередь ориентируется на объемы дохода, которые сможет получить благодаря своим инвестициям.
- Затратный. Оценка происходит с позиции объема издержек. Эксперт просчитывает стоимость абсолютно всех активов организации по отдельности, после определяется суммарная стоимость активов, из которой затем вычитается сумма долговых обязательств компании.
- Сравнительный. Оценщик ищет на рынке уже совершенную сделку, предметом которой являлась фирма (доля/пакет акций), которая очень схожа по характеристикам с оцениваемой, и на основе данных о цене этой сделки определяет стоимость оцениваемого предприятия.
В отчете об оценке эксперт описывает подходы и методы, которые он применял в ходе оценки, а также характеризует целесообразность их применения. Не важно, какие методы использованы оценщиком при определении стоимости конкретного предприятия – результат должен быть одинаков (при использовании нескольких подходов – «сходимость» результатов). Однако на практике это зачастую не так и имеет огромное значение опыт, подготовка, знания специалиста, проводящего оценку предприятия.
Дата публикации: 01.05.2018 г.