За последние несколько лет многократно возросли информационные потоки в интернете. Особенно это касается социальных сетей, где люди высказывают свои мнения, зачастую не подкрепляя их глубокими знаниями или экспертными оценками обсуждаемых вопросов, иногда лишь ради того, чтобы увеличить аудиторию, ради лайков, ради того, чтобы свести счеты со своими врагами или недоброжелателями и т. д. Иногда такой «хайп» делает автора популярным на 1–2 дня. К сожалению, некоторые средства массовой информации (далее – СМИ), чтобы расширить свою аудиторию, тоже преподносят «жареные факты» как якобы истину. Пострадавшие от распространения порочащей информации люди и компании инициируют судебные разбирательства с целью защиты чести достоинства и дело вой репутации.

Требований к методологии расчета суммы репутационного вреда у законодателя нет. Однако аналогично убыткам размер требований должен быть установлен с разумной степенью достоверности, для чего часто привлекают специалистов-оценщиков. Анализ оценочной литературе, проведенный в начале 2023 года, показывает, что методических рекомендаций по расчету непосредственно сумм репутационного вреда нет. Но ряд публикаций, методических рекомендаций и исследований могут быть использованы для этой цели.

  • Методические рекомендации «Определение размера упущенной выгоды», разработанные СРОО «Экспертный совет»
  • ГОСТ Р 66.0.01-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности»
  • Оценка деловой репутации через оценку гудвилла
  • Компенсационный метод (Оценка затрат на мероприятия по восстановлению деловой репутации)

В статье подробно описываются все методы определения суммы вреда, достоинства и недостатки каждого метода. На примере судебного спора об ущербе деловой репутации компании, нанесенной статьей в "желтой прессе" раскрываются ошибки расчетов вреда и даются рекомендации автора - управляющего партнера КГ" Ирвикон" Ирины Вишневской.

Несмотря на то, что требований к процедуре оценки суммы репутационного вреда в законодательстве и опубликованных методиках нет, мнение компетентного независимого специалиста, который проводит экономические расчеты с применением любой из указанных или иных методик, воспринимается судами лучше, чем просто объявленная сумма репутационного вреда. При этом применительно к СМИ и публикациям в интернете расчеты должны быть основаны на фактических данных охвата аудитории, подтвержденных данными, например, яндекс.метрики (для сайтов) или тиража изданий (для печатных СМИ), портретом аудитории, фактическими данными о взаимодействии аудитории с публикацией. Результаты расчетов должны быть соразмерны действительно нанесенному вреду, потому что приведенный в рассмотренном кейсе расчет репутационного вреда оказался сопоставим по бюджету с годовыми рекламными расходами крупных государственных и коммерческих организаций.

Журнал "Имущественные отношения в Российской Федерации, №9 (264), 2023 г.

Дата публикации: 10.10.2023 г.

Издание: http://www.iovrf.ru/...