Сопровождение проектов государственно-частного партнерства

Сопровождение проектов ГЧП Ирвикон

Механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) предполагает сотрудничество публичной и частной стороны. В данном случае публичным партнером считается Правительство или другой субъект РФ либо уполномоченный федеральный или муниципальный орган. В качестве частного субъекта выступает какое-либо юридическое лицо РФ.

Наиболее частые области внимания в рамках проработки проектов ГЧП:

  • Обоснование бюджетной эффективности, потребности в объекте, расчет сравнительного преимущества.
  • Платежный механизм, который позволяет справедливо распределить риски между инвестором и субъектом (и устраивает финансирующую организацию).
  • Наличие невозвратных инвестиций, их величина и обоснование.
  • Определение объекта соглашения и стоимости создания в условиях отсутствия ПСД.
  • Распределение рисков.
  • Имущественные вопросы.

Данные вопросы прорабатываются на нулевом этапе реализации проекта, еще до начала освоения основных инвестиций. Помимо обозначенных пунктов, при сопровождении проектов ГЧП консультантами ИРВИКОН выполняются следующие виды и этапы работ:

Описание проекта

  • Цель, состав, объекты проекта, способ реализации и пр.
  • Технико-экономические показатели объекта, объемно-планировочные решения и пр.
  • Характеристика места размещения проекта, описание и оценка используемых технологических и инженерных решений, оборудования и технологий.
  • Описание транспортной и иной необходимой инфраструктуры.

Анализ полноты документации

Анализ документации по проекту на предмет наличия, достоверности, достаточности и полноты, взаимного соответствия и увязанности. Экспертиза соответствия проектно-сметной документации бюджету проекта, требованиям действующего законодательства, включая, но не ограничиваясь, лицензий, правоустанавливающей, исходно-разрешительной и технической документации.

  • Анализ проектной и рабочей документации.
  • Оценка возможности осуществления проекта при отсутствии полного комплекта правоустанавливающей, технической, проектно-сметной, исходно-разрешительной и договорной документации и оценка влияния отсутствия полного комплекта на стоимость и сроки реализации проекта.

Анализ проектно-изыскательских работ по проекту

  • Анализ имеющейся в наличии проектно-изыскательской информации и документации, при необходимости предоставление предложений / рекомендаций по проведению дополнительных инженерных изысканий и исследований: гидрогеологические, сейсмологические, геодезические, геофизические, геологические, гидрометеорологические, экологические и пр.

Анализ технологий, технологических решений, инфраструктуры

  • Анализ технического задания на проектирование (в части, касающейся технологий и технологических решений), выданного проектной организации инициатором проекта.
  • Анализ проектной документации (в части, касающейся технологий и технологических решений) на предмет ее полноты и достаточности, а также оценка качества выполненных работ по подготовке проектной документации (наличие/отсутствие признаков формального выполнения работы, скрытых работ и т.д.).
  • Анализ целесообразности применения запроектированных технологий и технологических решений с точки зрения обеспечения возможностей для достижения целевых показателей проекта, заявленных в ТЭО.
  • Подтверждение в отношении обоснованности выбранного технологического и вспомогательного оборудования для целей проекта с учетом качества исходного основного и дополнительного сырья.
  • Анализ технических условий на присоединение (подключение) объекта к объектам инженерного обеспечения. Оценка достаточности/недостаточности выделяемых или имеющихся мощностей (инженерного обеспечения объекта) для реализации проекта.
документация

Анализ участников проекта

  • Оценка команды проекта (в т.ч. ключевого персонала, привлеченных/привлекаемых специалистов и субподрядных организаций) в процессе реализации проекта с подтверждением их квалификации, достаточности опыта, компетенций и способности реализовать проект.
  • Оценка обоснованности и целесообразности выполнения строительных и монтажных работ собственными силами инициатора проекта, выполнения хозяйственным способом, без привлечения стороннего генерального подрядчика. Анализ рисков, связанных с таким подходом, рекомендации по снижению рисков.
  • Подтверждение наличия у инициатора по проекту собственной производственно-технической базы, специальной техники, персонала, машин и механизмов.

Анализ договорной базы и участников договоров и договорных отношений

  • Анализ заключенных и/или планируемых к заключению договоров и договорных отношений между участниками проекта, включая субподрядные договоры.
  • Выявление договоров и договорных отношений, включая субподрядные договоры, с аффилированными лицами и посредническими организациями, включая оффшорные компании.
  • Анализ условий заключенных и/или планируемых к заключению договоров и договорных отношений на предмет взаимного соответствия условиям, принятым в проектной документации.
  • Формирование реестра заключенных и/или планируемых к заключению договоров и договорных отношений, где, кроме всего прочего, будет отражена информация о выполнении их условий.
  • Подтверждение наличия у генерального подрядчика собственной производственно-технической базы, специальной техники, персонала, машин и механизмов, необходимых для полноценного и своевременного осуществления строительно-монтажных и пуско-наладочных работ, а также наличия своего проектного подразделения.
участники

Анализ бюджета проекта

  • Детализация бюджета проекта с точки зрения определения объема и структуры затрат, требуемых в разрезе отдельных этапов календарного плана-графика (наложение бюджета проекта на сетевой график реализации проекта).
  • Анализ бюджета проекта на предмет полноты, соответствия среднерыночным стоимостным показателям и целевым показателям, заявленным в ТЭО проекта.
  • Оценка достаточности сметной документации для реализации проекта (однозначный вывод о достаточности/недостаточности сметной документации) и ее соответствия, проектной документации, требованиям законодательства и целевым показателям, заявленным в ТЭО проекта.
  • Анализ структуры источников финансирования проекта в разрезе следующих групп: собственные средства инициаторов проекта; кредитные ресурсы, выделяемые Банком; иные источники финансирования (с обязательной детализацией этих источников).
  • Анализ бюджета проекта и графика вложений инвестиций на предмет соответствия проектно-сметной документации, а также условиям и структуре финансирования, графику реализации проекта и договорной базе проекта (договора генподряда/субподряда, договора на поставку оборудования, и тд.).
  • Детальная оценка риска увеличения бюджета проекта, в т.ч. оценка превышения бюджета проекта.

Анализ фактического выполнения работ

  • Предоставление информации о размере, структуре и источниках финансирования фактических затратах с начала реализации проекта, их сравнение с запланированными затратами, наличие первичных признаков увеличения стоимости проекта и/или сроков (анализ отклонений от бюджета проекта/графика реализации проекта), анализ причин выявленных отклонений, разработка рекомендаций по их оперативному исправлению.
  • Анализ денежных вложений, произведенных с начала реализации проекта: подтверждение размера вложенных в проект денежных средств на дату составления отчета, оценка обоснованности данных вложений (с точки зрения соответствия проектно-сметной документации и целевым показателям, заявленным в ТЭО проекта).
  • Анализ вложений, произведенных с начала проекта в неденежной форме: информация о том, каким образом была определена стоимость данных вложений, независимое подтверждение стоимости таких вложений.
  • Анализ взаиморасчетов с участниками проекта.
  • Анализ выполненных объемов работ/понесенных расходов по каждому объекту проекта.
  • Анализ фактических затрат по приобретению, передаче в монтаж, монтажу оборудования (в т.ч. технологического), его испытанию и пуско-наладке в разрезе каждого объекта.
  • Анализ фактических прочих затрат по строительству. Составление и анализ реестра изменений и незапланированных дополнительных объемов строительных работ за отчетный период.

Анализ выполнения календарных план-графиков

  • Анализ выполнения основных предпроектных, проектных, строительно-монтажных и пусконаладочных работ, поставок оборудования, плановых сроков их исполнения.
  • Выявление и оценка технических, технологических и финансовых факторов, оказывающих негативное влияние на проект (задержку реализации проекта).
  • Оценка риска дальнейшего отставания от графика.
  • Прогноз фактически возможных сроков окончания строительства, получения необходимых разрешений, согласований, аттестаций и др. документов.
  • Анализ возможности завершения реализации проекта в обусловленные сроки (реалистичность и обоснованность календарного плана-графика выполнения работ по проекту, однозначный вывод о выполнимости/невыполнимости плана-графика выполнения работ и т.д.).

Организация финансово-технического контроля за строительством и ведение исполнительной документации

  • Анализ организации финансово-технического контроля и авторского надзора за строительством объектов проекта.
  • Выборочная проверка наличия документов, удостоверяющих качество используемых при проведении работ конструкций, изделий, материалов и оборудования (технических паспортов, сертификатов и пр.).
  • Текущий мониторинг строительно-монтажных работ.
  • Контроль наличия исполнительной документации.
  • Контроль за исполнением генеральным подрядчиком указаний и предписаний авторского надзора, органов государственного надзора, требований заказчика проекта.
исполнение бюджета

Анализ финансово-экономических аспектов проекта

  • Анализ полноты и достаточности детализации финансовой модели.
  • Подтверждение обоснованности принятых допущений и произведенных расчетов.
  • Анализ прогнозных количественных показателей, определяющих выручку проекта, включая график и объемы производства и объёмы. Выявление риск-факторов, способных привести к недостижению прогнозных показателей.
  • Анализ переменных и постоянных расходов проекта, а также факторов, определяющих их уровень.
  • Анализ прогнозируемых капитальных расходов на предмет адекватности и корректности их учета.
  • Анализ показателей эффективности инвестиций в проект и сроков их окупаемости (включая разбивку инвестиций по источникам их получения), в т.ч. с точки зрения корректности принятых допущений и произведенных расчетов.
  • Сценарный анализ и анализ чувствительности прогнозной финансовой модели проекта.
  • Финализация и верификация финансовой модели проекта, в т.ч. устраненных замечаний к модели, а также с учетом всех результатов проведенного аудита проекта.
ФЭМ

Дополнительно к указанным пунктам консультантами ИРВИКОН дается:

  • обобщенная оценка организационно-технических, технологических, строительных, финансовых и иных факторов, негативно/позитивно влияющих на ход реализации проекта;
  • экспертное заключение о наличии/отсутствии признаков недобросовестности и мошенничества, характерных для прединвестиционного и инвестиционного этапов проектов;
  • рекомендации по оптимизации проекта.

Кейсы по услуге «Сопровождение проектов государственно-частного партнерства»

Приводим лишь некоторые проекты для иллюстрации нашей работы.
На встрече мы можем показать и рассказать гораздо больше.

Обращайтесь! Мы уверены: задачи, аналогичные Вашей, были нами уже не раз с успехом решены!

Проверили предпосылки и правильность построения ФЭМ, подтвердили высокую бюджетную эффективность проекта, дали рекомендации по повышению основных показателей проекта и минимизации риска для участвующих сторон.

2022 г.

Подробнее
Эффективно потратить 9 млрд. руб.! Анализ эффективности проекта ГЧП

еще кейсы по услуге
«Сопровождение проектов государственно-частного партнерства»

Другие услуги по направлению

Блог

Эксперты КГ "Ирвикон" оценили новый портал Минэкономразвития по мерам поддержки инвестпроектов и возможности его использования с учетом опыта КГ "Ирвикон" в разработке, организации финансирования и сопровождении инвестпроектов.

Портал удобен предпринимателям для первого ознакомления с возможными мерами, подборе мер поддержки для проектов различных отраслей, но при этом, он дает лишь общую информацию о существующих мерах. Использование же этих мер в конкретных инвестпроектах требует детальной проработки с привлечением экспертов.

03.03.2023

Подробнее
Эксперты оценили портал Минэкономразвития по мерам поддержки инвестпроектов
Сопровождение проектов государственно-частного партнерства требует от консультанта высочайшего уровня профессионализма и компетенции, ведь в форме концессионного соглашения с участием государства реализуются только действительно значимые, крупные инвестиционные проекты.

17.03.2021

Подробнее
Консалтинг в проектах с участием государства

еще публикации в блоге

Свяжитесь с нами

Лилия Синева

Лилия Синева

Менеджер по работе с клиентами

тел.: +7 (977) 117-73-23

E-mail

Татьяна Поршакова

Татьяна Поршакова

Менеджер по работе с клиентами

тел.: +7 (977) 117-72-50

E-mail