Привлекательность отраслей для инвестирования в малый и средний бизнес

Деятельность в сфере современного малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации регулируется статьями Федерального закона №209-ФЗ, действующего с 24.07.2007 года. Статья 4 документа регламентирует основные критерии понятия малого и среднего предпринимательства, к которым относятся:

  1. Для юридических лиц - участие в капитале. Ограничение в данном случае касается участия доли государства и иностранных компаний.
  2. Средняя численность персонала, которая за предшествующий год не должна превышать для микро-предприятий 15 человек, для малых предприятий 100 человек, для средних - 101-250 человек.
  3. Выручка от продажи товарной продукции (работ, услуг) и услуг без учета НДС или остаточная стоимость нематериальных и основных средств (балансовая стоимость активов) - за прошедший календарный год не может быть больше 120 млн. рублей для микропредприятий, 800 млн. руб. - малых, 2000 млн. руб. - для средних предприятий.

Если строго принимать во внимание описанные критерии, значительная часть производственных предприятий будет относиться к малым и средним. В России выше средних продолжают оставаться лишь холдинги, или вертикально интегрированные компании (ВИНК).

Итак, какие преимущественно компании сегодня встречаются в отечественном малом и среднем бизнесе:

  • автомастерские и автомойки;
  • область бытовых услуг и обслуживания (ремонт обуви, салоны красоты, ателье по ремонту и пошиву одежды);
  • мастерские по ремонту и производству мебели, часов, телефонов и другие;
  • мастерские по обслуживанию и ремонту кухонной и бытовой техники;
  • бани;
  • торговля;
  • интернет и IT компании, IP-телефония, резервное копирование данных, хостинг веб-ресурсов, удаленный почтовый сервер;
  • небольшие юридические, оценочные и консалтинговые фирмы, рекламные компании, маркетинговые агентства, бизнес-тренинги;
  • компактные производственные предприятия, среди которых типографии, производство дверей и окон, мебельной фурнитуры;
  • цветы, флористика, декор.

Существует определенный перечень направлений в бизнесе, которые можно отнести к наиболее перспективным:

  • Позволяющий экономить средства бизнес.
  • Экологически чистые продукты.
  • Вендинговый бизнес (канцтовары, продажа кофе, зонтиков, игрушек и другое).
  • Комиссионная продажа подержанных вещей, среди которых не только автомобили, но и продукция народного потребления и товары личного пользования.
  • Прокат - начиная от детских колясок, велосипедов, карнавальных костюмов, заканчивая автомобилями и ювелирными украшениями.
  • Бизнес в Интернете.

Среди дополнительных разновидностей малого предпринимательства можно упомянуть следующие направления:

  • Торговля в интернете, посреднические услуги;
  • Интернет и IT компании, хостинг веб-ресурсов, IP-телефония, облачные сервисы, резервное копирование данных;
  • Бытовые услуги.

Таким образом, это привычные уже для многих В2С, но посредством интернета, а также облачных технологий, которые в настоящее время развиваются с большой скоростью.

  • Новые производства, которые появились после выделения в отдельные бизнес-единицы из более крупных производств;
  • Инновацилнные производства регионального уровня, в том числе и по изготовлению новых веществ и материалов.
  • Обучение и тренинги на основе иностранных стандартов, среди которых, например, форсайт-сессии на базе Агентства стратегических инициатив, применение технологий аджайл и так далее;
  • Услуги, базирующиеся на использовании современного оборудования, например, 3D печать, видео- и аэрофотосъемка с дронов, исследование изделий и материалов, оказание услуг с применением передового компьютерного оборудования, а также баз данных;
  • Бизнес на дому - косметика ручной работы, резьба по дереву, изготовление сувениров, бижутерия и другие.

То есть современный потенциал для инвестиций и устойчивого развития можно считать достаточно большим.

Главное, на что следует обратить особое внимание, это реальная проблема в большей степени малого бизнеса, которая заключается в том, что каждый проект или инвестиционная заявка должны надлежащим образом оформляться, включая описание проекта, обзор рынков или отрасли сбыта, конкурентной среды, окупаемость вложений, экономическую модель. Все это является обязательной документацией для каждого проекта. К сожалению, представители малого бизнеса далеко не всегда поступают в соответствии с этими правилами, что особенно относится к регионам, где во многих случаях дела ведутся «на коленке». Можно встретить даже отсутствие правильного учета и отчетности, потому что предприниматели ведут свой бизнес интуитивно. Именно это и является достаточно часто причиной потери инвестируемых средств. Таким образом, здесь целесообразно вести речь о консалтинге, предлагаемом для малого и среднего бизнеса.

Любая перспективная бизнес идея должна получить подробное описание, расчеты, быть привлекательной и убедительной для инвестора. Причем совсем не важно, будь это проект по организации банного бизнеса на арендованной площади, или сезонный бизнес по прокату велосипедов в летнее время года.

Дата публикации: 17.04.2018 г.

Все публикации в Блоге