На портале regulation.gov.ru размещен текст Проекта распоряжения правительства, согласно которому сокращается количество судебных экспертиз, которые могут делать негосударственные судебные эксперты. Так, судебная экономическая экспертиза (финансово-экономическая, финансово-аналитическая, налоговая) теперь отнесены к категории судебных экспертиз, производство которых возможно исключительно государственными судебно-экспертными организациями.
Это касается уголовных дел, а также проверке сообщений о преступлений связанных с проявлением терроризма и экстремизма, также уголовных дел, связанных с нецелевым расходованием и хищением бюджетных денежных средств, неуплатой налогов и сборов и природными ресурсами.
В пояснительной записке к Проекту распоряжения Правительства в качестве аргумента – почему это делается, указано, что Организации, учитывая возможность договорного исхода с преднамеренными выводами экспертизы в пользу организации, имеют право ходатайствовать о назначении в негосударственные судебно-экспертные учреждения, которые, в свою очередь, могут занижать возможный ущерб государству, сумму недополученных в бюджет государства налогов.
Управляющий партнер КГ «ИРВИКОН» Ирина Вишневская приняла участие в голосовании по данному Проекту РП, и привела доводы, общий смысл которых можно объединить следующей мыслью: сейчас мы наблюдаем зашкаливающее количество заказных уголовных дел в отношении предпринимателей, которые используют уголовный кодекс дабы поквитаться друг с другом. В этих делах присутствуют экспертизы государственных экспертов выводы которых не то что нельзя признать достоверными, а которые иногда не хотят видеть очевидных фактов. Если бы не эти обстоятельства, наверно можно было бы посыл законодателя принять и считать справедливым. НО, на мой взгляд, справедливости в таких делах теперь вообще будет сложно добиться.
Комментарий Вишневской И.А по этому поводу опубликовал сайт ПРОБАНКРТСТВО.РУ
Текст мнения Вишневской И.А.
Я являюсь негосударственным судебным экспертом в сфере экономических экспертиз, опыт работы 29 лет
Считаю, что внесение изменений в данной редакции будет носить негативный характер, как для судебной системы, так и в целом для расследования преступлений в сфере экономики, по следующим причинам:
-
В связи с острой нехваткой экспертов экономического профиля, следствие и суды для производства данных экспертиз привлекают негосударственных экспертов, профессиональный опыт которых зачастую выше, чем государственных. Об этом свидетельствует и количество повышений квалификаций негос.экспертов по сравнению с государственными.
- Государственные экспертно-криминалистические службы будут вынуждены открывать новые вакансии и привлекать специалистов с рынка, что потребует дополнительных финансовых затрат за счет средств федерального бюджета и на оплату их труда, и на необходимость организации новых рабочих мест для их работы. Это противоречит финансово-экономическому обоснованию, приложенному к настоящему проекту распоряжения Правительства.
- Принятая в РФ система аттестации экспертов (на примере экспертов РФЦСЭ) обязывает молодого эксперта отработать минимум год до получения права подписи и возможности самостоятельного выполнения экономических экспертиз, что повышает нагрузку на уже имеющихся гос.экспертов в связи с необходимостью наставничества. Поэтому вновь набранные эксперты не смогут выполнять экспертизы.
- Тот объем экспертиз, которые выполняют сейчас негосударственные судебные эксперты, будет возложен на имеющиеся государственные экспертные учреждения, что приведет к затягиванию рассмотрения дел в судах и многократно удлинит сроки расследования дел по экономическим преступлениям.
На примере того, как Распоряжением Правительства РФ от 16.11.2021 №3214-р производство экспертиз в сфере кадастровой стоимости было возложено аналогично на государственные экспертные учреждения, РФЦСЭ, захлебнулось от количества экспертиз, производство которых длится по 6-8 месяцев. Факт недавнего ареста зам.начальника РФЦСЭ Бочарова Г. и возбуждение на него уголовного дела по обвинению в коррупции свидетельствует о возможности договорного исхода и преднамеренных выводов государственных экспертов.
В связи с вышеизложенным предлагаю, п. VI, касающийся экономических экспертиз, из проекта изменений в распоряжение Правительства от 16.11.2021 №3214-р исключить.
Дата публикации: 15.12.2022 г.